28 августа 2019 года
архимандриту Никифору исполнилось 70 лет
От всего сердца примите наши поздравления с днем Вашего 70-летия!
В день Вашего рождения Святая Церковь празднует день Успения Святейшей всех святых – Божией Матери.
Богородица оставила нам одну заповедь – те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: «Чтобы не сказал Христос – то исполните…».
И Вы, дорогой избранник Божий, исполнили Её завет.
Вы архипастырь, монах, художник, иконописец, богослов.
Ваш выбор – свет, добро, правда, жизнь, Бог.
Ваше земное зримо: путь к небесному, вечному, преображенному.
Всю свою жизнь вы держались одного направления: когда в центре Бог.
Все, что вне Его не имеет ни ценности, ни значения.
И акт Вашей воли – Церковь, монастырь.
Архимандрит Никифор (в миру – Николай Иванович Микула) получил художественное образование: окончил сначала Московское художественное-промышленное училище им.Калинина, затем – Строгоновское высшее художественно-промышленное училище. Сформировался как художник в конце 1970 – начале 1980-х г.г. Работал в реставрационных мастерских музеев Московского Кремля, где познакомился с древнерусским искусством и навсегда полюбил древнюю икону. Под влиянием этой любви он заинтересовался жизнью Церкви и вошел в нее.
В 1988 году было совершено его пострижение в монашество, затем рукоположение в диакона и вскоре – во священника. Но важно отметить, что приняв сан, он не перестал быть художником:
расписывает храмы и пишет иконы.
Главным делом жизни для иконописца стало благоукрашение храма Введение во Храм Богородицы Введенского монастыря г.Иваново. Над ним он трудится уже почти три десятка лет. В 1990 г. им были начаты работы по созданию иконостаса, а в 2000 он приступил к росписи стен. Все три иконостаса уже закончены, а работа на стенах еще продолжается, хотя большая ее часть уже завершена.
Начало работ над росписями происходило параллельно с учебой иконописца в Киевской духовной академии, где он углубленно изучал святоотеческое богословие.
Замысел благоукрашения Введенского храма глубоко литургичен, здесь каждый фрагмент продуман и связан с богослужением, богословски осмыслен и сопряжен со всем пространственным космосом храма. Идея храма иконописцем понимается как единое сакральное пространство, в котором собираются и богослужебный чин и внутренняя духовная жизнь человека, и иконографическое творчество. Литургия – всекосмическое богослужение, в котором тварь сослужит своему Творцу, и это должна зримо выражать роспись храма, поскольку жизнь различных сфер духовного бытия Церкви выстраивается по одним принципам.
В своих размышлениях о церковном искусстве иконописец подчеркивает, что иконопись тем уникальна, что соединяет в себе все достижения светского и сакрального искусства, переплавляемые для создания образа, в котором явлено то, что не доступно физическому зрению, а только духовному. Но благодаря искусству иконописи, создается, по слову прп. Иоанна Дамаскина, «видимый образ невидимого», раскрывается замысел Божий о мире и человеке, о грядущем Царстве и спасении и преображении всей твари.
О своем служении как иконописца он говорит как о призвании и свидетельстве: «главное послание иконы - свидетельствовать об обожении, которое не только является целью движения сотворенного мира, но и присутствует уже здесь (хотя в полноте откроется за порогом смерти). Т.е. есть икона - это отпечатки того, что уже есть! Обожения - плоти, несущей Бога. Иконы - это уже явленная реальность нового мира, нового состояния человека и ее символизм лишь в том, что здесь мы видим ее как бы через тусклое стекло, но самая реальность ее вовсе не ущербна относительно ее присутствия в веке будущем».